2. Образовательная деятельность

2.1 Охват дополнительным образованием обучающихся школы в % (на момент размещения конкурсных материалов и по итогам прошлого учебного года)

В ОДОД 93 работает 6 направленностей: художественная, физкультурно-спортивная, техническая, естественнонаучная, социально-педагогическая, туристко-краеведческая.

Охват дополнительным образованием обучающихся школы в процентах составляет – 86,4% на настоящий момент, в прошлом году (2020-2021) - 45%, при этом процент численности младшего и среднего/старшего возраста в процентном отношении составляет 40% и 60% соответственно.

2.2 Интеграция основного и дополнительного образования

Интеграция основного и дополнительного образования реализуется через:

- использование часов учебного плана (компонент ОУ) и часов учреждений дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках элективных курсов и курсов по выбору с целью предпрофильной подготовки;

- проведение на базе школы и учреждений дополнительного образования (партнеров) встреч, например: «Встречи с интересными людьми»: Николаем Валуевым, Натальй Варлей, Виталием Милоновым, Натальей Абросовой (чемпионкой мира по боксу, самой титулованной спортсменки по французскому боксу в России), с основателем и директором фонда "Добродушие" - Екатериной Машковой.

В рамках межкультурного диалога обучающимся 9-х,10-х и 11-х классов представилась возможность встретиться с Karel David Soucre из Майями, с журналистом канала 78- Краевой Екатериной Евгеньевной, тема встречи - "Как создавать интересный контент в социальных сетях. Как создать свою группу ВК".

- проведение педагогами школы, учреждений дополнительного образования и тренерами занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации;

- перспектива создания базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся;

- организация совместно с учреждениями дополнительного образования – социальными партнерами, работы в рамках научного общества учащихся, например: волонтёрское движение «Росток», естественно-научное объединение «Поиск»», военно-патриотическое объединение «ВДВ» и «Зарница», где обучающиеся занимаются волонтерской, военно- патриотической деятельностью.

Социальные партнеры ГБОУ школы №93 Пушкинского района Санкт-Петербурга:

- ГБОУ ВПО Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина;

- ГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный аграрный университет;

- СПб ГБУ "ТЦБС Пушкинского района" (библиотека, филиал в Шушарах);

- Русская Православная Церковь, Санкт- Петербургская митрополия, Санкт-Петербургская епархия, Царскосельское благочиние;

- ГБОУ ДОД Центр технического творчества и информационных технологий Пушкинского района информационных технологий Пушкинского район;

- ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района;

- Структурное подразделение ГБОУ Центра образования № 650 «Районный опорный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения»;

- ГБОУ ДОД ДДЮТ Пушкинского района;

- СПбГУ Дом молодежи "Царскосельский";

- Храм Воскресения Христова в пос. Шушары;

- Хлебозавод "Дарница" Пушкинского района;

- Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж»;

- Детская библиотека истории и культуры Петербурга (филиал № 2) «СПБ ГБУК Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина»;

- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»;

- ГБОУ школа № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени С. Дудко.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Одним из критериев полной готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательной организации, семьи, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой, может быть рассмотрена следующая организационная модель:

Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.

Успешно могут взаимодействовать с педагогами дополнительного образования и помогать детям найти свой талант, раскрыть свои способности педагоги-организаторы и воспитатели групп продленного дня.

Возможна и обратная связь, когда педагог-организатор, к примеру, сможет найти помощников в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются, прежде всего, члены творческих объединений.

Благодаря практике реализации модели интеграции общего и дополнительного образования в ГБОУ школа №93 пушкинского района в школе осуществляется развитие функциональной грамотности у обучающихся    через следующие факторы:

1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

6) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.

2.3 Дистанционные и мобильные форматы образования

Обучение в отделении дополнительного образования проводится в очном режиме с возможностью частичного применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе в соответствии с действующим законодательством.

2.4 Формирование тьюторской поддержки обучающихся, использование технологии тьюторского сопровождения

«Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов» (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке)

Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.

ОДОД нашей школы пользуется таким инструментом, как тьюторство - это такой педагогический способ работы, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу. Педагог работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Тьюторство организуется при помощи педагогов-психологов и социальных педагогов, классных руководителей и учителей-предметников.


2.5 Краткосрочные программы/интенсивные сессии, организация летнего и каникулярного отдыха и др.

Организация Летнего каникулярного образовательного отдыха

Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха.

Поэтому открытие на базе ГБОУ школы №93 Пушкинского района летнего оздоровительного лагеря является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе.

Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря. Например, такими сюжетно- ролевыми сменами были: «Космический десант», Смена «Заморская», «Гринпис. Спасение неизбежно».

Основные принципы работы лагеря:

· Принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

· Принцип коллективной деятельности;

· Принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

· Принцип самостоятельности.

Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности лагеря позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным, повышает образовательный потенциал.

Во-первых, летнее время позволяет организовать изучение школьниками истории и природы своего родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, результаты которого имеют не только познавательную, но и научную значимость.     

Во-вторых, пребывание в лагере позволяет сочетать активный отдых с выполнением экологической работы.

В-третьих, летом в проектно-исследовательской деятельности удается, как правило, наладить конструктивный диалог между педагогом-воспитателем и каждым учащимся.

В-четвертых, происходит самоутверждение личности учащихся, так как итоги их работы оформляются и демонстрируются на творческих выставках.

В-пятых, в летних программах образовательный компонент органично связан с формированием чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. Такая форма работы с учащимися способствует формированию и развитию многих компетенций.

В-шестых, деятельность лагеря поможет неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию, ведь мы живём в таких красивейших местах нашей матушки-природы.

2.6 Организация индивидуального сопровождения учащихся

Организация индивидуального сопровождения обучающихся организована в ОДОД следующим образом:

На первом этапе обучающиеся с согласия родителей/законных представителей проходят общую диагностику при помощи психолого-педагогического консилиума (педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов) с целью выявить:

- Уровень мотивации к обучению;

- Состояние эмоционально - волевой сферы;

- Пространственно-временные представления, состояния коммуникативных навыков, уровня развития социальных навыков;

- Уровень развития моторики рук и артикуляционная моторики;

- Уровень развития речи;

- Уровень общей осведомленности;

- Уровень усвоения программного материала;

- Уровень развития мыслительных операций;

- Оценку способности к обучаемости;

- Социальный портрет семьи.

Далее, благодаря анализу полученных данных и согласно результатам диагностики, формируется тематическое планирование индивидуальных коррекционноразвивающих занятий путем взаимодействия вышеперечисленных специалистов следующим образом:

- Проводится консультативная деятельность, осведомляющая родителей/законных представителей ученика, руководство школы, классного руководителя и учителей ребёнка, с целью уведомить о необходимости с помощью специализированных работников, организовать индивидуальное сопровождение учебного процесса данного учащегося

- Проводятся индивидуальные коррекционноразвивающие занятия по направлениям, рекомендованным специалистами, согласно индивидуальному плану коррекционной работы

- 1 раз в полугодие проводится диагностика индивидуальной организации сопровождения конкретного обучающегося для возможности внесения необходимых изменений в программу коррекционной работы, условий и форму обучения, применяемые методы и приемы работы.

2.7 Оценка результативности образовательного процесса

Проверка знаний обучающихся в ОДОД - обязательная и необходимая часть учебно-воспитательного процесса, помогающая оценить результативность образовательного процесса.

Критерии, форму и оценку результативности каждый педагог ОДОДа выбирает самостоятельно. Педагоги определяют уровень освоения образовательной программы, анализируют общий уровень теоритической и практической подготовки детей, полученных знаний и умений, чтобы в дальнейшем ликвидировать недостатки и заполнить пробелы, оценить уровень эффективности образовательной программы, а также усложнить программу для учеников, чей уровень превышает ожидаемый.

В течении обучения учащиеся выполняют контрольные задания по заданным пройденным темам, участвуют в онлайн-конкурсах, турнирах и соревнованиях (физкультурно-спортивная направленность), отправляют свои творческие работы на выставки, также устраивают выставки в школе, разыгрывают сценки и спектакли (художественная направленность), педагоги организуют дополнительные возможности для проявления полученных навыков и умений учащимися – «Зарница», квесты с заданиями в игровой форме (социально-педагогическое, естественно-научное, туристко-краеведческое направление).

2.8 Использование цифровых технологий в образовательном процессе, в том числе дистанционных форматов обучения

В соответствии с приказом «Об организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга» и положением «Об организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий» в дни, определенные расписанием школы  , дистанционное обучение осуществляется с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В случае перехода на дистанционное обучение, уроки будут проходить по имеющемуся расписанию с учетом изменений, которые связаны с применением данных технологий.

Для проведения занятий педагоги школы используют следующие платформы:

- Портал дистанционного обучения

- ЯКласс

- Учи.ру

- Российская электронная школа

- Сдам ГИА

Для проведения онлайн видео уроков и конференций:

- Zoom

- Discord

- VK

- WhatsApp

- Электронная почта

- Московская электронная школа

- Лекториум

- Интернет-урок

- Площадка Образовательного центра «Сириус»

Также обучение по программе «Дистанционное обучение» возможно для учащихся, обучающихся на дому:

- по медицинским показаниям при наличии рекомендации врачебной комиссии,

- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

- детей-инвалидов.

Алгоритм действий для организации обучения по программе «Дистанционное обучение»:

  1. Родитель передает в школу документы, подтверждающие право на обучение по программе «Дистанционное обучение»: ксерокопию удостоверения инвалида, ксерокопию справки об ОВЗ. Обучающиеся на дому на основании решения врачебной комиссии могут быть включены в программу на основании решения педагогического совета.
  2. Родитель передает в школу оригинал медицинской справки об отсутствии противопоказания для занятий с использованием компьютера.
  3. Родитель пишет заявление на имя директора школы (на специальном бланке) с просьбой об организации дистанционного обучения учащегося.
  4. Между родителем (законным представителем) и школой заключаются договора об организации обучения с применением средств дистанционных образовательных технологий и о передаче комплекта технических средств для обучения учащего в безвозмездное временное пользование.

Цифровые технологии в образовательном процессе в современное время необходимы для организации учебного процесса, в том числе для дистанционного обучения.

В распоряжении ОДОДа - компьютеры и ноутбуки с лицензионным ПО, планшеты, МФУ, интерактивные доски, мультимедиа проекторы.

На обучении педагоги ОДОДа используют такие цифровые материалы, как фотографии, видеоролики, аудиозаписи, картографические материалы, схемы, таблицы, презентации, отобранные в соответствии с содержанием конкретной темы, снабженные необходимыми методическими рекомендациями. Для выявления промежуточных и итоговых результатов занятий и пройденных тем, систематизации изученного материала, а также обучения в дистанционном формате используются видео-уроки, онлайн тестирования и презентации, интерактивные таблицы, схемы, электронные задания.

Также существует страница ОДОД в социальной сети вконтакте.

Примеры использования:

- Объединение «Информашка 4-5 кл»

В содержании программы учащиеся изучают программу «Scratch», роль мультимедийных интерактивных презентаций в жизни современного человека. Создают, редактируют, форматируют и сохраняют компьютерные презентации. Работают с анимацией, звуком и видео, гиперссылками в презентации. Учатся создавать и форматировать документы в текстовых редакторах.

Выполняют практические работы - «Интерфейс текстового редактора Word», «Работа на клавиатурном тренажёре», «Ввод и редактирование текста», «Форматирование текста: атрибуты шрифта», «Форматирование текста: заливка», «Форматирование текста: атрибуты абзаца», «Создание, редактирование и форматирование списков», «Форматирование страницы: за-ливка, подложка, обрамление», «Колонтитулы, вставка специальных символов», «Колонки», «Создание таблиц», «Редактирование таблиц», Форматирование таблиц», «Работа со встроенными графическими примитивами «Интерфейс программы PowerPoint», «Ввод информации в презентацию. Знакомство с шаблонами», «Художественное оформление презентации. Вставка изображений», «Анимация в презентации», «Управление презентацией с помощью гиперссылок», «Вставка звука в презентацию», «Вставка видео в презентацию», «Проект "Прыгающий мячик"», «Проект "Солнечная система"», «Проект "Рождественская ёлочка"»

В планируемых результатах Учащиеся должны знать - правила техники безопасности, правила работы за компьютером, назначение основных устройств компьютера, типы и устройства внешней памяти, назначение объектов интерфейса графического редактора Paint, возможности графического редактора, понятие фрагмента рисунка, понятие файла, точные способы построения геометрических фигур, понятие пикселя, возможности текстового редактора Word, назначение служебных клавиш на клавиатуре, основные правила набора текста, назначение основного меню, основные операции редактирования, назначение буфера обмена, этапы и правила создания презентации и слайд-шоу, возможности среды программирования Scratch, назначение основных объектов среды программирования Scratch.

Учащиеся должны уметь - пользоваться клавиатурой, мышью, запускать программы с помощью Главного меню, запускать программы Paint, Word, PowerPoint, Scratch и завершать работу с ней, настраивать панель «Инструменты», создавать простейшие рисунки с помощью инструментов, выделять и перемещать фрагмент рисунка, создавать графический объект из типовых фрагментов, использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift, редактировать графический объект по пикселям вводить и редактировать текст, копировать, перемещать, удалять фрагмент текста, создавать нумерованные и маскированные списки, колонтитулы, работать с колонками, создавать, редактировать и форматировать таблицы, располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать, создавать составной документ, сохранять рисунок в файле и открывать файл, создание презентации, настраивать анимацию, вставлять звук и видео в презентацию, создавать скрипты в среде программирования Scratch.

-   Объединение «Фотостудия»

В содержании программы учащиеся знакомятся с цифровой фотокамерой, с основными приемами съёмки, с цветом и светом в фотографии, распечаткой и хранением фотографии, со световым оборудованием, с современными принципами и методами цифровой обработки изображений. Развивают дизайнерские способностей учащихся.

2.9 Образовательная деятельность для детей с особыми потребностями

В нашей школе обучаются дети с особыми потребностями (особыми образовательными потребностями).

ОДОД использует метод инклюзивного обучения, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в объединениях вместе с обычными детьми.