3. «Воспитательная деятельность»

3.1 Система воспитательной деятельности в ОДОД, творческих коллективах ОДОД

Основной целью воспитательной деятельности является создание условий для целенаправленного систематического саморазвития человека как субъекта деятельности, как свободной личности и индивидуальности. Для реализации данной цели в ОДОД ведется формирование воспитывающей среды:

 - обеспечение эстетики помещений, где проводятся занятия и массовые мероприятия;

- формирование информационного пространства;

- открытый характер воспитательной деятельности (контакт с семьей, участие родителей в массовых мероприятиях, доступность информации для родителей, в том числе и через сайт школы).

Культурно-развивающий досуг является составляющей воспитательной деятельности. В рамках деятельности ОДОД досуговая деятельность рассматривается как часть образовательной деятельности. Важным компонентом воспитательной деятельности является воспитание культуры поведения, зрительской и исполнительной культуры общения, воспитание которых происходят как в ходе проведения занятий образовательной деятельности, так и при проведении массовых мероприятий.

Приоритетные направления в организации воспитательной работы:

- Гражданско-патриотическое

Гражданско-патриотическое воспитание: формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.

- Духовно – нравственное

Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.

- Художественно-эстетическое

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.

- Спортивно-оздоровительное

Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.

- Трудовое

Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся.

- Воспитание познавательных интересов

Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.

3.2 Организация деятельности по укреплению здоровья обучающихся

Успешность обучения детей определяется уровнем здоровья, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Задача педагога дополнительного образования заключается в умении грамотно применять здоровьесберегающие технологии на занятиях.

Педагоги ОДОД школы 93 учитывают:

1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) количество видов деятельности: слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение задания и т.д;

3) разнообразие и чередование видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа;

4) выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;

5) применение информационно-коммуникативных технологий в соответствии с гигиеническими нормами;

6) чередование поз обучающихся;

7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии;

8) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на занятии и используемые методы повышения этой мотивации;

9) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

10) психологический климат на занятии, наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

В отделении дополнительного образования особое внимание уделяется:

- организации работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

-  регулярному проведению спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов, зарниц, сдача гто).

-  внедрению в систему работы ОДОД программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей;

- проведению дней здоровья, конкурсов, праздников, викторин, экскурсий.

https://sun9-31.userapi.com/impg/IAzGOO6i3IlUOFZK0nO8_5TLCXE7IMvl_hEV1w/AGzNbt4F0Fk.jpg?size=2560x1707&quality=96&sign=7cc9f7ce93b09d622cc2280a131b07b0&type=album

 

3.3 Организация деятельности по поддержке профессионального самоопределения обучающихся

Организация деятельности по поддержке профессионального самоопределения обучающихся а нашей школе направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса и позволяет создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.

Для профессионального самоопределения обучающихся  ОДОД школы предлагает профориентационные занятия, например - Фотостудия  «Photocraft», Репортажная фотография «Мегаполис», Естественно-научное объединение «ПОИСК», Волонтерское движение «Росток», множество объединений физкультурно-спортивной направленности,  Театральное объединение «Новый взгляд».

 

3.4. Организация работы детей в каникулярное время: выезды (экспедиции, походы, сборы, летняя оздоровительная кампания, загородные и детские лагеря)

Каникулы - всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Каникулы - это время человеческой фантазии.
На каникулах в детскую жизнь должны органически вплетаться спортивные праздники, подвижные игры, веселые туристские состязания, увлекательные экскурсии, поэтому ОДОД школы 93 обеспечивает проведение разнообразных спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и иных общественно значимых мероприятий.
Возможности ОУ способны удовлетворить самые разные запросы детей и их родителей:
- дополнительные занятия;
- концертная деятельность;
- общественная деятельность;
- художественное творчество;
- участие в спортивных соревнованиях;
- общение по интересам, любимые занятия, игры.
В организации каникулярного отдыха обучающихся выделены 4 этапа:


I этап - осенние каникулы
Традиционной формой работы в осенние каникулы стали: конкурсно-игровые программы, проведение традиционного праздника посвящения в «кружковцы».


II этап - зимние каникулы
Во время зимних каникул акцент делаем на проведение новогодних утренников, рождественских встреч, проведение игровых программ на свежем воздухе, участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку, конкурсе рисунков «Ах ты, Зимушка-Зима».


III этап – весенние каникулы
На весенних каникулах проходят игровые, спортивные программы, выставка-конкурс изобразительного творчества детей «Мир красок», "Страна мастеров", проводы зимы, смотр художественной самодеятельности творческих коллективов, благотворительные акции.


IV этап - летние каникулы
Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей и занимают наиболее важное место в структуре каникулярного времени. Каждое лето открывается летний оздоровительный лагерь "Стремительный". Основная миссия в это время – организация отдыха и оздоровления детей.

3.5 Разнообразие форм взаимодействия с родителями

В отделении дополнительного образования ГБОУ 93 используются разные формы работы для взаимодействия школы и семьи.

В общем виде выделяется 3 формы работы школы с семьей: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные формы: Приглашение родителей в школу. Переписка посредством социальной сети ВК (Вконтакте).

 

Групповые формы: Родительские лектории, тематические консультации.

Коллективные формы: Родительское собрание.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с семьями обеспечивают взаимодействие родителей со школой, увеличивая эффективность образовательного и воспитательного процессов.

https://sun9-74.userapi.com/impg/lIb_4XKQdkPSl5W5FiAu0ZJIfI6CcuSNz1CVLA/OjvGx-KFzl0.jpg?size=1042x650&quality=96&sign=81eb7a7ef4bae2eb4e7eaf1da9475f76&type=album

 

 

 

3.6 Адресная работа по организации воспитательных мероприятий для детей с разными возможностями

Одним из средств социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является досуг. В процессе культурно-досуговой деятельности ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, образцы поведения, присущие данному обществу, приобретает социальные качества, реализует собственную сущность посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

Педагоги школы организуют выезды, участвуют во встречах, посещают и устраивают специальные мероприятия в рамках тематики своего объединения.

https://sun9-75.userapi.com/impf/c834303/v834303950/58c7a/BSJTjaWHbcs.jpg?size=2560x1920&quality=96&sign=5697c4f8ddc7dd0abd7d1adf959d7470&type=album https://sun9-48.userapi.com/impf/c846521/v846521872/14c006/8zXxPC-Blh4.jpg?size=2560x1920&quality=96&sign=07dd9e763899321e57ac0eca127ff36e&type=album

 

3.7 Программа развития ОДОД (или раздел в программе развития ГБОУ)

Программа развития ОДОД направлена на:

- Апробацию и внедрение в работу новых педагогических технологий, создание гибкой системы воспитательной работы, что позволит создать условия для развития всех детей, в том числе и детей асоциального поведения;

- Приведение деятельности к соответствию современной государственной общественной политики;

- Сохранение контингента обучающихся;

- Совершенствование системы управления и координации программы, что позволит развить систему поддержки талантливых детей;

- Развитие ОДОД за счёт усовершенствования работы объединений и расширения направленностей.

 

3.8 Раздел(ы) ОДОД в программе воспитания общеобразовательного учреждения.

Воспитательная работа в ОДОД ведется неразрывно с воспитательной службой школы, включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению достаточно разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения, внеурочная деятельность и внешкольная деятельность.

Основные направления реализации воспитательной системы и способы достижения целей:

  • «Я - патриот России»
  • «Семья, школа и общество»
  • «Новое поколение за здоровый образ жизни»
  • «Талантливые дети»

 «Я - патриот России»

Развитие системы патриотического воспитания и гражданского образования кружковцев, способной обеспечить решение задач по развитию социальной инициативы школьников на основе формирования патриотических чувств и сознания, правовой и нравственно-этической культуры.

«Семья, школа и общество»

Целью создания единого деятельного пространства является система соуправления между всеми участниками воспитательного процесса, которая обеспечивает успешную работу на основе взаимодействия, требовательности, уважения, ответственности, творческого сотрудничества всех участников.  

«Новое поколение за здоровый образ жизни»

Большую агитационную работу по внедрению системы способствующей укреплению здоровья кружковцев, пропаганды здорового образа жизни, формирование положительных привычек и профилактики социально опасных заболеваний ведёт Клуб «Новое поколение за здоровый образ жизни».

 «Талантливые дети»

Чтобы помочь талантливому ребёнку не затеряться в усреднённой массе, не стать «таким, как все», коллектив решил создать особые инновационные условия кружковцам, которые опережают своих сверстников в своём интеллектуальном, духовном и нравственном развитии. Наблюдая, тестируя кружковцев, выделили таких учащихся, создали дополнительные условия для их развития, открыв клуб «Надежда».        

Воспитательная система помогает выбрать обучающимся самостоятельно пути преодоления жизненных препятствий, сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями и сплачивая коллектив в дружную семью.

https://sun9-61.userapi.com/impf/c855624/v855624256/2183a/n5x9CtBDU2c.jpg?size=2560x1707&quality=96&sign=c858ee3e7b20bf7d7279fcbd763eb6f8&type=album