Назад к кодификатору

Метод 11

Метод смыслового анализа текста «Диалог с автором»

1.Актуальность. Задавались ли вы вопросом: сколько шагов должен сделать читатель от чтения текста до его понимания и осмысления? Рассмотрим этот вопрос в контексте литературного чтения. Ученым-филологом и автором многочисленных методических и учебных пособий Марией Александровной Рыбниковой определены следующие подходы к литературному чтению:

1) обязательная опора на литературоведение;

2) введение художественного произведения в литературно-исторический контекст;

3) установление  связей с жизненным опытом ребенка;

4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

Применимые не только в литературном чтении, но и на других учебных предметах, связанных с пониманием текста (т.е. универсальных) – это пункты № 3,4

Какой подход будет наиболее продуктивным и обязательным? (№4)

Если в 1-м классе и частично во 2-м речь идет об элементах анализа текста, то в 3–4-м классах – о собственно анализе.

Цель анализа текста на этом, первом этапе – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом

Современная методика предлагает множество приемов анализа текста. Один из них – диалог с автором.

  1. Цель использования приема. Освоенный прием диалога с автором помогает ребенку увидеть в тексте автора, понять его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность». Это возможно лишь в ходе вдумчивого (медленного, изучающего) чтения. Очевидна также направленность данного приема на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.
  2. Условия использования.
  3. Что такое диалог с автором?

Это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу.

  • Находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Психологи говорят о том, что для этого необходимо вычитывать информацию из каждой единицы текста.
  • Задавать вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, что с точки зрения психологов является естественной потребностью человека в вероятном прогнозировании.
  • Проверять совпадают ли они с замыслом автора, а это развитие самоконтроля.

Формирование навыка ведения диалога с автором возможно лишь в процессе совместного чтения текста с учителем.

  1. Этапы работы.
  1. Начинаем с чтения-слушания. Учитель читаем, задает вопрос, высказывает предположение, сравнивает свой ответ с авторским.
  2. Проводим вводный (постановочный) урок, где отвечаем на проблемный вопрос6 можно ли вести диалог с автором? Знакомим детей с алгоритмом действий, маркировкой текста.
  3. Отрабатываем навык
  1. Учим видеть в тексте авторские вопросы прямые и скрытые
  2. Включаем творческое воображение учащихся. По слову, детали, иной свернутой информации читатель прогнозирует, что случится дальше
  3. Учим задавать свои вопросы к автору. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Чем это можно объяснить7 Что из этого следует? Почему? Для чего?
  4. Помогаем самостоятельно вести диалог с автором с опорой на маркированный текст.
  1. Выходим на результат – самостоятельное ведение диалога с автором без опоры на маркировку.

Пример маркировки текста

В – вопрос

П – предположение

О – ответ автора

( ) – подумай над словом

Для визуализации информации и дальнейшего анализа текста через составление различных видов плана, выделение микротем, определения главой мысли автора, составления сводной таблицы по содержанию, характеристике героев и т.п. работу во время диалога с втором можно зафиксировать на специальной закладке.

Между П и О ставим сигнал корректировки:

«+» мое мнение и мнение автора совпали

«-» мнения разошлись

«?» текст не дает ответа на поставленный вопрос

Вписываем ключевое слово смыслового отрезка текста. Выбор ключевого слова зависит от цели дальнейшего использования закладки, от задание после чтения. Это может быть слово-настроение, слово-вывод, слово-ассоциация, цитата, короткий вопрос. Использование закладки позволяет учителю проследить за самостоятельным ведением диалога с автором. Ученику помогает проконтролировать себя в последовательности действий, перечитать текст, используя прием комментированного чтения, проанализировать и понять содержание.