Назад к кодификатору

Метод 14

Mind-maps – как технология смысловой работы с текстом

Интеллект карта (карта памяти) – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Актуальность:

  1. первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  2. данный метод формирует и оценивает навык самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.
  3.  использование на разных этапах урока (актуализация, первичное закрепление изученного материала и т.д.);
  4. метод подойдёт абсолютно к любому школьному предмету, что делает mind-maps универсальным инструментом при обучении;
  5. помогает сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми.

Цель использования метода:

  • разрабатывать и реализовывать программы когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • коррекция знаний;
  • развивать креативность школьников;
  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
  • формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;

Описание метода:  

С использованием ИКТ

Без ИКТ

  1. интерактивная доска;
  2. проектор;
  3. программа (например, XMind).
  1. заготовленный листок (формата А 4) со  схемой;
  2. ручка;
  3. карандаш.

 

Дедуктивный метод (от общего к частному):

  1. выделяем ключевое понятие;
  2. формулируем кратко основные признаки объекта. В данном случае работа выполняется с выявлением постоянных и непостоянных признаков у существительного как самостоятельной части речи.