Назад к кодификатору

Метод 3

Метод качественного анализа текста «Осевое кодирование»

Актуальность: Смысл поэтапного кодирования текста состоит в постепенном сужении поля анализа текста: от предельного открытого смысловых единиц текста до узконаправленного. Процедура кодирования нужна для работы с текстами, их систематизацией и анализом, помогает развить творческие способности, творческую чувствительность. Ученики развивают умение структурировать информацию.

Цель использования метода: научить выяснять причины и последствия событий в тексте, условия и виды взаимодействия, стратегии и процессы.

Описание метода:

1. Учащимся предлагается прочесть текст и разделить его на части.

2. Учитель задает общие вопросы к частям текста, для его лучшего понимания.

3. Первичное кодирование. Ученикам предлагается промаркировать все темы, при помощи условных знаков. Они вытекают из общих вопросов учителя и после первого погружения (ответов на общие вопросы).

4. После первичного кодирования (промаркированные темы) ученики составляют общий список выявленных тем, заполняют таблицу, объединяя темы в категории.

Таблица

Темы

Категории

Общая Тема

1.

 

 

2.

3.

 

4.

 

5.  На следующем этапе учащиеся концентрируется на их уточнении применительно к определенному контексту. Они движутся в направлении к формированию общей темы текста.

6. Последний «проход» по тексту - это когда уже становится ясна центральная тема и ее формулировка, как она вырисовывается из полученных материалов. Выборочно отыскиваются подтемы или эпизоды, которые наиболее ярко иллюстрируют основную тему, одновременно осуществляется сравнение или противопоставление разных отрывков текста.