Назад к кодификатору

Метод 8

Метод выделения главной мысли в тексте

Актуальность: В основе неуспешного обучения детей лежат разные факторы, но одним из главных факторов является низкая читательская активность, а она в свою очередь обусловлена неумением читать. Наши дети не умеют читать, не умеют работать с текстом, не умеют выделить из него главное.

Цель использования: умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста, быстро определять тему, главную мысль любого текста, находить важную для себя информацию.

Условия использования: для работы необходим текст, лист бумаги, пенал с принадлежностями, словари (толковый, иностранных слов и др.) – по необходимости

Описание метода: Работа начинается с обсуждения названия к тексту, так как по заголовку можно спрогнозировать содержание, определить о ком или о чем будет идти разговор в данном тексте. Таким образом, определяется тема данного текста.

          Дальше, обучающиеся начинают читать текст с карандашом в руках. Можно использовать маркировку текста. Обучающиеся, под руководством учителя (2 класс) или самостоятельно (3-4 класс) делят текст на смысловые части. В каждой части, при чтении, они определяют предмет речи, подчеркивают его или маркируют. Можно использовать для работы не маркировку, а рабочую таблицу. Предмет речи каждой микротемы записывается в графу №2. Далее, определяется авторское отношение к данному предмету (что хотел сказать нам автор о нем). Подчеркивается или маркируется слово, определяющее авторское отношение к этому предмету. Это слово записывается в графу №3.  Затем, формулируется словосочетание или предложение и записывается на лист в графу №4. Это и есть главная мысль микротемы . По аналогии проводится работа со всеми частями текста. В итоге, в графе №4, получаем смысловые единицы, отражающие главные мысли каждой из микротем.

        Прочитав эти смысловые единицы и установив связи между ними, выводим главную мысль текста. 

Этот метод хорошо используется на литературном чтении. Его можно использовать и при работе с текстами на уроках окружающего мира.

Второй способ определения главной мысли в тексте:

Работа начинается с обсуждения названия к тексту, так как по заголовку можно спрогнозировать содержание, определить о ком или о чем будет идти разговор в данном тексте. Таким образом, определяется тема данного текста.

Затем, используя просмотровое чтение, знакомимся с текстом. При этом внимательно читаем последние абзацы текста. В данных абзацах определяем предмет речи и авторское отношение к нему (что хотел сказать нам автор о нем). Это и есть главная мысль текста.